15 февраля 2013 г.
"Сретение" - слово древнеславянское, которое на русском языке значит "встреча", а на сербском - "радость". И вот сегодня мы встречаем Господа с такой глубокой и благодарной радостью, с которой Симеон Богоприимец держал Его на руках своих и видел в Нем осуществление всех древних пророчеств о том, что придет день, когда рознь между человеком и Богом придет к концу и когда Сам Бог снизойдет к нам плотью как Спаситель наш, примиряя нас Своим Воплощением, Своей жизнью, Своим учением и Своей смертью на Кресте с Богом нашим и Отцом. И в празднике Сретения сливается одновременно и радость, и ожидание крестной смерти Христа.
Праздники бывают такие, когда душа так исполнена ликования, что рука не поднимается на мирской труд; но бывают и такие, что рука не подымается, потому что сердце полно или скорби, или священного ужаса. Праздник Сретения Господня обе эти черты в себе соединяет. Встречает Христа Симеон Богоприимец, старый человек, проживший праведную жизнь. Ему было обещано Богом, что не увидит смерти, пока не увидит Спасителя мира, пришедшего совершить Свое дело примирения и преображения мира. Также свидетельствует об этой радости и Анна Пророчица. Они говорят о том, что исполнилось все ожидание не только Ветхого Завета, но всего человечества от начала мира, исполнилось желание, тоска, надежда о том, чтобы пришел Господь, и уже не было бы непроходимой пропасти между Ним и нами; но вместе с тем ликуют они также о том, что не только прошлое, но и будущее теперь оправдано и сияет надеждой и радостью. Пришел Господь, и пришло спасение, пришла надежда, которой никакое горе, никакой ужас земной не могут погасить, потому что Бог уже среди нас; Христос посреди нас, и никто нас не вырвет ни из руки Его, ни из любви Его.
Но вместе с тем, праздник Сретения Господня несет печать глубокого священного ужаса и скорби. Тот же Симеон, который возвещал пришествие Господне во плоти, принес страшную весть Божией Матери, что Ей меч пройдет сердце, что Она будет пронзена такой болью, испытает такое страдание, как никто на земле. Тогда Она не знала, каковы будут эти ужас и страдание; позже, предстоя у Креста Господня на Голгофе, Она их пережила до конца: скорбь и ужас Матери, Которая видит своего Сына, пригвожденного неправедным судом ненавистью людей ко кресту - тех людей, ради которых Он жил, проповедовал, ради которых Бог стал человеком. Видела Она, как часами из Него текла жизнь, и наконец приняла Она Его, мертвого, в Свои объятия. Это Ей предрек Симеон Богоприимец; и поэтому, празднуя этот день, ликуя о нем, как о нашем спасении, однако, вспомним об этой, душу раздирающей скорби, Божией Матери.
Как уже сказано - старцу Симеону, жившему в Иерусалиме, было предсказано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Того, Кто будет послан на землю, чтобы спасти всех людей от смертельной болезни греха и от самой смерти. И Симеон жил, с радостью ожидая этой встречи.
Как он представлял ее себе? Кого ожидал увидеть? Величественного царя в драгоценных одеждах? Могучего воина на белом коне? Седого мудреца-учителя? Мы не знаем его мыслей; но он радостно ждал - потому что верил, потому что знал: Господь никогда не обманывает.
А однажды он вдруг понял, что надо идти в Иерусалимский Храм. И Симеон отправился туда. В огромном Храме, наверное, как обычно, было немало людей. Но он увидел одну семью - и подошел к ней. Эта семья принесла в Храм новорожденного младенца, чтобы принести за него жертву по израильскому обычаю. Юная мать; ее муж, человек в летах, с натруженными от работы руками; две голубки и два птенца в клетке - для жертвы; и - Младенец на руках Матери.
И, взглянув в глаза Малыша, Симеон понял - это Тот, ради Кого он пришел сюда. Но не просто Посланник с небес лежал сейчас в пеленках на руках земной женщины. В Его глазах Симеон угадал немыслимое. Это был взгляд Бога, Создателя мира, Вечного, Безмерного, Невидимого и Непостижимого, сошедшего к людям и ставшего Сыном Человеческим. Симеон берет Его из рук Матери. Что он скажет Ему?
- Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое...
А потом - еще, уже Марии: - ...и Тебе Самой оружие пройдет душу... Теперь ничто не удерживало Симеона в жизни. Тень смерти стала перед ним, но он не боялся ее. На его руках лежал Вечный Источник Света, а свет разгоняет любые тени. За гранью смерти Симеон видел уже бесконечность вечной жизни, вход в которую открывал всем людям. Этот Младенец на его руках - Иисус, родившийся в Вифлееме.
Бог пришел к человеку, не к человечеству вообще, а к каждому человеку! Чтобы соединить его с Собой в вечности.